Соглашение об Ассоциации ЕС с Украиной и роль России

Подписание - начало пути

27 июня в Брюсселе было подписано Соглашение об Ассоциации ЕС с Украиной в полном объеме. Очередной шаг на пути европейской интеграции Украины был сделан в достаточно тяжелых условиях нахождения страны в состоянии необъявленной войны со стороны России.

Долгие семь лет подготовки Соглашения сопровождались резкой сменой политических настроений как в Киеве, так в Брюсселе, временами приближая подписание, временами делая его более призрачным шансом.

Однако, это еще не окончание борьбы за европейское будущее и достижение позитивного результата. Предстоит еще долгий процесс имплементации этого Соглашения, что потребует, без преувеличения, переворота всех постсоветских устоев в деле управления государством. Модернизация коснется практических всех сфер жизнедеятельности, привнося европейские стандарты и правила. Если процесс будет успешным, то Украина сможет стать региональным лидером, основательно отмежевавшись от старых коррупционных схем в экономике и энергетике, которые позволяли Кремлю удерживать украинских власть имущих на коротком поводке. Шанс дан, и им нужно правильно воспользоваться.

Но для того, чтобы начался процесс реформ, необходимо завершить определенные процедуры для введения Соглашения в действие. Для полного запуска необходимо провести ратификацию документа на уровне ЕС (Европейский парламент), стран-членов Евросоюза (национальные парламенты) и Украины (Верховная Рада Украины).

Насколько будет продолжителен этот ратификационный процесс трудно сказать однозначно, поскольку на данном этапе все упирается в политическую волю сторон. К примеру, предыдущий базовый документ между ЕС и Украиной (Соглашение о партнерстве и сотрудничестве) был подписан в 1994 году, а полностью ратифицирован станами ЕС, причем в меньшем количественном составе, только в 1998 году.

На данный момент ситуация несколько иная в политическом плане, события в Украине вынуждают государства определяться быстрее и четче. Уже Румыния, Литва и Латвия ратифицировали СА. Польша планирует это сделать в сентябре. По официальным заявлениям Брюсселя, на уровне Европейского парламента также не планируется каких-либо задержек. Это вполне может произойти в октябре. Относительно других стран также не должна иметь место задержка в техническом плане, учитывая, что соглашение было готово уже длительный период времени и согласовано перед подписанием на уровне стран-участниц.

В международных отношениях существует практика временного применения международных соглашений, в определенной их части, в промежутке времени до процесса ратификации. 23 июня на заседании Совета ЕС в Люксембурге было принято решение о начале предварительного применения Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС. Указанный режим предусматривает применение большей части норм полной и всеобъемлющей зоны свободной торговли между ЕС и Украиной, которая является частью соглашения, а также ряд других норм.

Минимальное требование, предусмотренное украинским законодательством, - это ратификация СА Верховной Радой Украины и проведение процедуры нотификации европейской стороны.

Учитывая открывающиеся возможности, казалось бы, Украина должна была в первый же день после подписания подать документ в парламент и закрыть, таким образом, возможность манипуляций на этой теме. Ведь история свежа: именно вопрос отложенного подписания Соглашения сыграл роковую роль в судьбе уже бывшего президента Украины В. Януковича в ноябре прошлого года. Но на данный момент Соглашение так и не было ратифицировано Украиной.

Если попробовать разобраться в причинах промедления, то на первое место выходит, конечно же, российский фактор.

Фактор России

Кремль не переставал противопоставлять свою систему ценностей, намотанную на экономические и энергетические крючки с самого начала запуска переговоров о Соглашении об ассоциации и Восточного партнерства, а когда это не приносило плоды, то прямо шантажировать или наказывать в иной доступный больному воображению кремлевских обитателей способ.

Уже тогда в 2008 году при разработке инициативы Восточного партнерства было прямо заявлено российской стороной, что этот рассматривается как недружественный, поскольку посягает на зону приоритетных интересов РФ. Обезопасив себя от сближения Украины и Грузии с НАТО, Кремль начал неторопливо подрывать основу Восточного партнерства в регионе.

Порой удивительные шаги для западных умов, как отказ от продолжения переговоров о вступлении в ВТО и создание Таможенного Союза, говорили о всей серьезности намерений России потягаться за контроль в Восточной Европе и на Кавказе, где Украина изначально была поймана в ловушку. Захлопнуться ей суждено было в ноябре 2013 года, когда устами украинских власти предержащих во всеуслышание заявлено, что «уже никто никуда не идет». Через несколько месяцев после армянского привета Украине в подобном же исполнении «предложения, от которого нельзя отказаться». Казалось бы, тут должен бы быть занавес, так как противник повержен. Но все пошло не по плану.

Наглое вмешательство украинского общества в умело выстроенные планы российских стратегов в Украине привели к уже известным нам кровавым последствиям продолжающейся агрессии.

Несмотря на большие труды В. Путина показать несостоятельность Украины как суверенного государства, партнера ЕС, Брюссель не поверил постановке. Подписание Соглашения об Ассоциации как акт поддержки Украины уже невозможно было предотвратить, но за отсрочку введения СА в действие Кремль еще готов побороться. При этом используются уже известные методы и инструменты.

При подписании экономической части соглашения 27 июня, отдельными европейскими лидерами было заявлено о необходимости обсуждения с Россией последствий от вступления Украины в зону свободной торговли с ЕС. Не буду говорить о мотивации и главных лицах такого предложения. Ясно одно – Россия все еще сильна в лоббировании своих интересов в европейских столицах. А объединенная Европа, на поверку, оказалась не такой уже уверенной, что ценности господствуют над интересами. Все-таки 300 млрд. евро товарооборота в год.

Как механизм были предложены трехсторонние министерские консультации Украина-Россия-ЕС, первое заседание которых прошло 11 июля. Казалось бы, все справедливо, однако есть нюансы. Во-первых, претензии, которые выдвигает Россия в экономическом плане к участию Украины в зоне свободной торговли, не выдерживают никакой критики в профессиональной экономической дискуссии. Где-то на уровне мифов, которые развенчиваются среди неподготовленной публики в Украине. Во-вторых, Россия и ЕС на протяжении 2012-2013 гг. неоднократно встречались, и вопрос зоны свободной торговли неоднократно стоял на повестке дня. Иногда даже украинская сторона возмущалась, что Брюссель напрямую обсуждает с Россией ЗСТ с Украиной. В-третьих, при проектировании ЗСТ ЕС с Украиной, равно как и с Молдовой, учитывалось нахождение этих стран в зоне свободной торговли СНГ. Ну, и в-четвертых, Молдова начала подобные консультации с Россией еще до подписания Соглашения, что прогнозируемо не повлияло на реакцию Кремля на ратификацию соглашения между Брюсселем и Кишиневом.

Поэтому, иллюзиям тут не место.

Киевские этюды

Россия стремиться всеми силами затянуть процесс ратификации до бесконечности, изобретая все новые претензии, которые, по ее мнению, должны быть решены обязательно до ратификации. Именно так стоял вопрос в подготовленном российской стороной документе для принятия по окончанию встречи. Не сложилось. Уж слишком все тривиально и просто. Наверное, поэтому на встречу от Украины прибыл глава МИД Климкин, а не глава Министерства экономического развития и торговли, чти профильные департаменты занимаются этими вопросами. Это главный ответ: мы принимаем навязанное вами общение, но не готовы идти на утрату нашей национальной идеи. Украина не готова говорить по тексту Соглашения, поскольку он уже подписан и никто его менять не собирается. Но Киев готов уделить внимание опасениям России и совместно подойти к их минимизации. Четко.

До 20 июня Россия должна была наработать свои экспертные решения, которые до 12 сентября должны, в свою очередь, прореагированны со стороны украинской переговорной группы. А уже 12 сентября должна быть следующая министерская встреча. К сожалению, о конкретных новых претензиях мы не услышали, однако обнаружили новые заклинания со стороны министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева о желании «поработать над текстом» Соглашения. Сопротивление Украины будет наказано, традиционно отмечает проводник сигнала от ВВП. Не привыкать.

То, что Украина не так быстро идет на ратификацию, как это видится гражданскому обществу в Украине, имеет и другие предпосылки, но взаимосвязанные с Россией:

1) Настроенность на отработку всех формальных сроков, определенных ЕС для трехсторонних консультаций, хотя и бессмысленных. ЕС слишком инертен в разворачивании своих экономических орудий. Четко выдержанная пауза, позволит дополнить санкционный пресс на Кремль со стороны Брюсселя и снимет все основания для обвинений в нежелании говорить с Россией;

2) Получение торговых бонусов, учитывая плачевную экономическую ситуацию в стране. С апреля до 1 ноября 2014 года ЕС ввел систему автономных преференций (АТР), состоящих в одностороннем снятии торговых барьеров на экспорт украинской продукции на европейские рынки. По оценкам экспертов, такое тарифное обнуление может принести Украине до 500 млн. евро дополнительно от торговли с ЕС. При этом Украина держит свои тарифы на прежнем уровне, защищаясь от возможных рисков торгового характера. Запуск ЗСТ предполагает обоюдное снятие тарифных и нетарифных барьеров согласно договоренным уровням, что уменьшает краткосрочную выгоду по сравнению с режимом торговых преференций.

Для Киева главное, чтобы ЗСТ начала действовать не позже 1 ноября, а для этого можно, в крайнем случае, ратифицировать соглашение в сентябре. Согласен, что это не главная причина, однако и она берется в расчет, когда на войну с российскими террористами идут громадные финансовые потоки.

Прогнозировать сложно, учитывая динамику изменений в Украине и, в целом, в мире. Могу лишь отметить, что на данном этапе, в случае отсутствия открытой войны России против Украины, влияние других российских инструментов влияния не сможет помешать созданию зоны свободной торговли ЕС с Украиной. Не сможет и ЗСТ ЕС и Украины нанести вред экономике России, но это, к сожалению, не будет достаточным аргументом для Кремля, чтобы разрушить и так плохенькую зону свободной торговли СНГ. Но это уже совсем другая история.

Передивились 1401 разів
Опубліковано в Аналітика

Залиште ваші коментарі

Коментувати пост як гість

0 Характер обмежень
Ваш текст має бути більше, ніж 10 символів

Люди в цьому діалозі

Популярні блогери

Ми в інтернеті